364 

 

СТАТЬЯ ВТОРАЯ

ЕЩЕ О РЕЛИГИИ

«Религиозные вопросы имеют ныне об­щественное значение. О религиозных ин­тересах, как о таковых, не может быть больше речи. Только теолог может еще думать, что дело идет о религии, как о та­ковой» 1.

К.  Маркс.

 

1. НЕОБХОДИМАЯ ОГОВОРКА

В первой статье я сказал, что религия есть более или менее стройная, т. е. более или менее свободная от противоречий система представлений, настроений и действий. Я сказал,

 

365

кроме того, что представления, свойственные религии, имеют анимистический характер. Это — общее правило, из которого, насколько я знаю, нет исключений. Правда, многие считают буддизм атеистической религией. А так как атеистическая ре­лигия — «религия без бога» — легко может быть принята за религию, чуждую всяких следов анимизма, то мне, пожалуй, укажут на буддизм, как на в высшей степени важное исключение из указанного мною общего правила. И я охотно соглашаюсь с тем, что, если бы буддизм был свободен от анимистической примеси, указанное мною правило оказалось бы сильно поколе­бленным. Выражусь сильнее: я сам признал бы его ниспроверг­нутым. В самом деле, у буддизма больше последователей, чем у какой бы то ни было другой религии. И если буддизм мог быть признан религией без анимизма, то странно было бы называть анимизм неизбежной составной частью религии.

Но можно ли в самом деле считать буддизм религией, чуж­дой анимистических представлений? Некоторые весьма авто­ритетные в этой области писатели утверждают, что — да. Так, например, Рис-Дэвидс пишет: «Исходной точкою буддийского взгляда на все предыдущие представления о жизни было то, что Готама 1 не только оставлял в стороне всю теорию о душе, но считал всякое обсуждение вопросов о душе, которым главным образом заняты Веданта 2 и другие философские школы, дет­ским, бесполезным и даже противным единственному идеалу, к которому стоило стремиться, — идеалу совершенной жизни на этом свете, — к архатству» *. Я не могу спорить с Рис-Дэвидсом; может быть, Готама в самом деле так относился к воп­росу о душе. И возможно, что такое его отношение к душе не оставляло в его миросозерцании места для анимизма. Но не­сомненно то, что уже на очень близком расстоянии от такой точки исхода дело приняло совершенно другой оборот. В под­тверждение этого я с удовольствием сошлюсь на того же Рис-Дэвидса. Вот что читаем мы на стр. 48—49 его только что цити­рованной мною книги: «О детстве и ранней молодости Готамы

* Рис-Дэвидс, СПБ. 1899, стр. 21 3. Интересно сопоставить с этим следующее мнение П. Ольтрамара, автора одного из самых новых сочи­нений о буддизме: «Par sa conception du monde et de la vie de bouddhisme s'est placé aux antipodes du vieil animisme populaire. Celui-ci voit partout des êtres autonomes, et son univers ce compose d'une infinité de volontés plus ou moins puissantes; le bouddhisme a poussé jusqu'aux derrières limites son explication phénoméniste et déterministe des choses» (P. Oltramare, La formule bouddhique des douze causes, Genève 1909). [«По своему миропониманию и взгляду на жизнь буддизм является анти­подом старого народного анимизма. Этот последний видит повсюду авто­номные существа, и его вселенная состоит из бесконечного количества более или менее могущественных воль; буддизм довел до крайних преде­лов свое феноменистическое и детерминистическое объяснение вещей» (П. Ольтрамар, Буддистская формула двенадцати причин, Женева 1909).]

366

ничего не встречается в ранних писаниях. Но и в них нет недо­статка и описаниях чудес, сопровождавших его рождение, а также в рассказах о необычайно раннем развитии мальчика. Он не родился так, как рождаются обыкновенные люди: у него не было земного отца; по своему собственному желанию он сошел с небесного своего престола во чрево матери; тотчас же по своем рождении он явил несомненные знамения своего высокого духа и своего будущего величия. Земля и небо слились в одно при его рождении, дабы воздать ему хвалу, деревья добровольно скло­нились над его матерью, а ангелы и архангелы присутствовали тут же, принося свою помощь». Что же это такое, если не самый очевидный анимизм?

Рис-Дэвидс продолжает, излагая содержание весьма важного текста, носящего знаменательное заглавие:  «Беседа о чудесах и дивах»: «В тексте этом выдается за непреложное, что в момент зачатия каждого, а следовательно и исторического Будды, мир озаряется  ослепительным  светом;  что  чрево матери делается настолько прозрачным,  что мать видит свое дитя  ранее его рождения; что беременность продолжается 280 дней; что мать, стоя, рождает дитя;   что по своем рождении оно принимается руками небожителей и что сверхъестественные ливни доставляют сначала горячую, а затем холодную воду для омовения ребенка; что будущий Будда начинает тотчас же ходить и говорить, причем мир снова озаряется ярким светом. Существуют и другие подроб­ности, но и только что приведенных достаточно, чтобы, приняв во внимание древность диалогов, убедиться в том, какое корот­кое время потребно для зарождения такой веры в чудесное»*.

Приведенных Рис-Дэвидсом подробностей в самом деле с из­лишком достаточно для того, чтобы показать нам, как сильна у буддистов вера в чудесное. Ну, а там, где есть чудеса, есть и анимизм. Мы уже знаем, что при рождении Будды ангелы и архангелы играли роль акушеров. А вот что сообщает нам — опять-таки на основании древних памятников — Рис-Дэвидс о том, как проводил Будда некоторые свои ночные часы: «По окончании первой части ночи монахи уходили, откланявшись блаженному. Тогда являлись с вопросами различные божества. И, отвечая на их вопросы, блаженный проводил вторую часть ночи» **. Еще раз спрашиваю: это ли не самый очевидный анимизм? Буддизм отнюдь не чужд анимизма. Он признает существо­вание «бесчисленных богов» и духов. Но в этой религии отноше-

* Цит. соч., стр. 50. Шантэпи де ла Соссэй тоже утверждает, что, по своим основным воззрениям, буддизм «абсолютно атеистичен». И тот же самый автор признает в то же самое время, что религия эта наполняет небеса бесчисленными богами («Manuel d'histoire des religions», р.р. 382— 383 [«Руководство по истории религий", стр. 382—383»]) 1,

** Цит. соч., стр. 58.

367

 

ние людей к богам и духам изображается совсем иначе, чем изо­бражается оно, например, в христианстве. И этим объясняется заблуждение тех, которые считают буддизм атеистической рели­гией. Так, например, почему Шантэпи де ла Соссэй говорит об «атеизме» буддистов? Потому что, по учению этих последних, Брама 1 при всем своем величии бессилен перед человеком, достигшим архатства *. Но когда знахари («medicine-man») первобытных охотничьих племен прибегают к колдовству, они совершают такие действия, которые, по их мнению, заставят богов выполнить их волю, т. е., другими словами, сделают людей в некотором смысле сильнее богов. Однако это не дает нам ни­какого права называть таких знахарей атеистами. Я готов признать, что в буддизме представление об отношении людей к богам приняло в высшей степени своеобразный вид. Но при­дать этому сложному представлению в высшей степени своеобраз­ный вид еще не значит устранить одну из двух его составных частей: представление о богах и вообще духах. Если даже до­пустить, что сам Готама был атеистом и в своем качестве атеиста оставался простым проповедником нравственности 3, то все-таки необходимо признать, что по его смерти, — а может быть, даже и при его жизни — его последователи внесли в его учение очень обильный анимистический элемент, чем и придали этому учению религиозный характер. Рис-Дэвидс, приведя цитирован­ные мною выше сказания о детстве и ранней молодости Будды, прибавляет, что подобные же сказания распространены про всех основателей великих религий и что «они неизбежно возникают на известной ступени человеческого умственного развития» **. Это совершенно справедливо. Но на какой же именно ступени? Как раз на той, которая характеризуется возникновением и упрочением анимизма. А так как религии возникают именно на этой чрезвычайно широкой ступени, то странно думать, что хотя бы одна из них могла остаться свободной от анимистиче­ских представлений; странно говорить об «атеизме» буддистов.

Религии,    чуждой  анимистических   представлений,   до  сих пор не было, да, как я говорил, и быть не может.  

 

* Шантэпи де ла Соссэй, цит.  соч.,  стр. 383 2.

** Цит. соч.,  стр.   49.

729 

статья  вторая

Еще   о   религии                

К стр. 364

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, Госполитиздат, 1955, стр. 120.

 

К стр. 365

1 Готама (Гаутама) — мифический основатель буддийской религии.

2 Веданта — одна  из  главных  школ  индийской  философии.

3 Рис — Дэвидс,  Буддизм.  Перев.  с англ., Спб.  1899.

 

730

 

К стр.  366

1 См. П. Д. Шантепи де ла Сосей, Иллюстрированная история рели­гий, т. II, стр. 74.

 

К стр. 367

1 Брама (Брахма) — один из высших богов в индуизме, считающийся творцом мира и всех существ.

2 См. П. Д. Шантепи де ла Соссэй, Иллюстрированная история религий, т. II, стр. 74.

3 Слова "и в своем качестве атеиста оставался простым проповедником нравственности" в "Современном мире" отсутствуют.