Данная страница содержит материалы дискуссионного характера.
Они могут не отражать официальную точку зрения Коммунистической Партии Российской Федерации и приводятся для ознакомления.
По всем вопросам просьба обращаться к авторам.
Ко дню рождения К.Маркса "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета". В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43.
Карл Маркс… Кому не известно это имя, ставшее символом нового мира, знаменем передового человечества! Нашу эпоху - эпоху социального динамизма нельзя представить без имени Маркса, как невозможно ее представить без кибернетики, электроники, космонавтики. Великая историческая заслуга Маркса состоит в том, что он вооружил науку, особенно социальную, методологией познания, открыл законы общественного развития, научно обосновал путь движения человеческого общества и неизбежность победы справедливого общественного строя - социализма и коммунизма. До Маркса не было подлинной науки об обществе, не было научного понимания социализма. Открытые Марксом и Энгельсом законы общественного развития, как мощным прожектором, осветили прошлое и будущее человечества, позволили обосновать неизбежность и закономерность революционного превращения капитализма в социализм. Маркс научно обосновал диалектику производительных сил и производственных отношений. Производительные силы, являясь революционным элементом производства, не стоят на месте, они постоянно идут вперед, развиваются и изменяются, а производственные отношения отстают от развития производительных сил. Между ними возникает несоответствие, перерастающее в конфликт. Из формы развития производительных сил производственные отношения становятся их оковами. Тогда наступает эпоха социальной революции, которая уничтожает старую, отжившую систему производственных отношений и создает новую их систему, соответствующую достигнутому новому уровню развития производительных сил. Так происходит смена одной общественной формации другой. Маркс не ограничился выяснением лишь материально-экономических предпосылок революции. Он раскрыл ее социально-политические условия. В работе "Классовая борьба во Франции" Маркс вскрывает те объективные социально-политические факторы, которые делают революцию неизбежной. К ним он относил кризис и разложение государственной власти, ее неспособность справиться с создавшимся положением, рост противоречий и разногласий в стане господствующих классов, ненадежность армии и ее нежелание выступать против народа, резкое ухудшение экономического положения трудящихся, усиление революционного брожения в народе, взрыв всеобщего недовольства. Маркс, по существу, раскрыл основные элементы революционной ситуации. Но целостного учения о революционной ситуации Маркс еще не создал. Эту задачу выполнил В.И.Ленин. Из характеристики революционной ситуации, данной Марксом, видно, что в России в настоящее время нарастают ее объективные элементы. Но революция, учил Маркс, невозможна без мощного субъективного фактора, сознательной организованной деятельности людей, освещенной научной революционной теорией, направленной на ликвидацию старого строя и создание нового. Маркс не рассматривает социалистическую революцию как стихийный процесс или как автоматическое следствие развития производительных сил. В нашей стране пока нет подготовленного субъективного фактора, необходимого для победы нового строя. Экспроприация капиталистов, писал Маркс, "совершается игрой имманентных законов самого капиталистического производства, путем централизации капиталов… Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем растет и возмущение рабочего класса.., который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 772-773). Таким образом, Маркс показал, что социализм - это не мечта, не воплощение в жизнь продуманного идеала разумного общества, а закономерный результат поступательного движения общества, детерминированный действием объективных социальных законов. Маркс говорил, что капитализм готовит материально-экономические предпосылки социализма. В рамках капитализма зарождается кооперативная форма процесса труда, планомерность производства (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 772). Капитализм "бессознательно создает материальные условия более высокой формы производства" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. I, с. 284). Для капитализма характерна "организация самого труда как общественного труда: путем кооперации…" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. I, с. 292). Эти стороны капитализма на высшей ступени его развития в империалистическую стадию усилились, значительно возросли. В связи с этим получила распространение концепция, которая даже проникла в марксистскую литературу о "социализации капитализма" и его "диалектическом самоотрицании". Конкретно эта "социализация" капитализма и его "самоотрицание" выражаются в возрастании общественных начал в организации, функционировании и развитии капитализма, в целевом планировании и государственном регулировании экономики, в перераспределении национального дохода, учитывающем в определенной мере жизненные интересы трудящихся, в формировании коллективной собственности. Особую роль в самоотрицании капитализма как общественной системы, по мнению сторонников этой концепции, играет "формирование общественного уклада". Все это так. Указанные явления и процессы, действительно, имеют место в экономике и социальной жизни современного капитализма. Но можно ли их обозначить и рассматривать как "социализацию" и "самоотрицание" капитализма? Весь вопрос в том, почему эксплуататорские классы пошли на некоторые уступки трудящимся? Могут ли капиталисты пойти на то, что им не выгодно, подрывает их господство? Отмеченные явления и процессы в жизни современного капитализма надо рассматривать диалектически, в их противоречивом развитии. С одной стороны, они в какой-то форме укрепляют и сохраняют капитализм, а с другой - они объективно готовят материально-экономические предпосылки нового общественного социалистического строя. Капиталисты вынуждены пойти на это с целью сохранения капитализма и предотвращения революционных взрывов. Вместе с тем они в определенной мере выгодны и трудящимся. Разумеется, авторы концепции "социализации" и "самоотрицания" капитализма в конечном счете правильно заключают, что возникшие новые явления и отношения в хозяйственной жизни капитализма не могут быть названы социалистическими, поскольку подобные предприятия подчиняются господствующей капиталистической экономической системе. Социалистические общественно-экономические отношения могут возникнуть при переходе государственной власти в руки трудящихся и утверждении государственной собственности. Капитализм, несомненно, создает необходимые предпосылки - и материальные и духовные - для своего отрицания. Но это, в основном, чисто количественные предпосылки, а не качественные изменения капитализма. Для перехода этих количественных изменений в качественные требуется скачок, социальная революция, совершающаяся в мирной или немирной форме. "Капитализм, - писал В.И.Ленин, - сам создает своего могильщика, сам творит элементы нового строя, и в то же время, без "скачка", эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господство капитала" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 65-66). В содержательной статье академика Б.Раушенбаха "Плюсы и минусы частной собственности" дается убийственная характеристика бандитского российского капитализма. Но говорится, что "капитализм в чистом виде, который имели в виду Маркс и Ленин, погиб в 30-е годы теперь уже прошлого века", а "то, что возникло … было уже не капитализмом в интерпретации Маркса, а неким новым западным обществом". Было бы большой ошибкой считать, что капитализм исчез или принципиально изменился. В действительности сущность капитализма, основные законы его развития и функционирования остались, по существу, неизменными. Можно говорить только об изменении формы капитализма, через которую проявляется его сущность. Изменение формы заключается в изменении его организационной структуры, в возникновении новых явлений и процессов в экономике и социальной жизни, на что уже обращалось внимание. Но сама сущность капитализма - получение сверприбыли как закон его развития, безработица, эксплуатация, захватнические войны - полностью сохраняется. Современный капитализм, породив миллиардеров, в десятки и сотни раз усилив разрыв в доходах богатых и бедных, еще больше проявил свою хищническую природу. Современные апологеты капитализма утверждают, что в связи с ростом заработной платы, улучшением материального положения трудящихся, достигнутых в результате ожесточенной борьбы с капиталом, будто бы ликвидируются социальные антагонизмы буржуазного общества. Маркс в работе "Наемный труд и капитал" показал, что известное увеличение заработной платы сопровождается еще большим возрастанием прибылей буржуазии, баснословным ростом ее богатства. Маркс образно пишет, что заработная платы рабочих - это небольшой убогий домик, а прибыль капиталистов - роскошный дворец. И как бы ни увеличивались размеры домика, но если дворец растет быстрее, то "обитатель сравнительно маленького домика будет чувствовать себя в своих четырех стенах все более неуютно, все более неудовлетворенно, все более приниженно" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 446). По данным немецкого ученого Ю.Кучинского, в развитых капиталистических странах на протяжении XX века реальная заработная плата рабочих возросла на 35%, а общая производительность труда - в 3 раза. Маркс обосновал многообразие форм, путей завоевания трудящимися государственной власти. Все зависит от конкретной обстановки. В одних условиях революция сопровождается вооруженным восстанием, как ответ на вооруженное подавление трудящихся масс, ожесточенной гражданской войной, которую всегда начинают эксплуататоры. В других условиях, если эксплуататорские классы ослаблены, если силы трудящихся превосходят силы буржуазии, тогда революция может принять мирные форму, то есть может осуществляться без вооруженного восстания и гражданской войны. В работе "Весемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркс подверг критике буржуазный парламентаризм как форму государственного правления. Он раскрыл "узурпаторскую власть парламента над народом" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 178-179). Это мы видим сейчас и в России. Вместе с тем Маркс боролся за реальное всеобщее избирательное право, ответственность выборных органов перед народом. Маркс и Энгельс высказали ряд исходных положений о наиболее общих закономерностях строительства социализма и коммунизма. Они показали, что победа и утверждение социализма и коммунизма - это сложный и длительный процесс, охватывающий целую историческую эпоху. Социалистическое общество не является какой-то раз навсегда данной вещью. Как всякий другой общественный строй, оно подвержено постоянным изменениям и преобразованиям. Маркс учил, что рабочий класс, трудящиеся могут победить господствующие эксплуататорские классы, завоевать государственную власть, построить новое справедливое социалистическое общество лишь тогда, когда его борьбой будет руководить боевая политическая партия, вооруженная научной революционной теорией. Маркс и Энгельс заложили основы учения о политической партии рабочего класса, всех трудящихся. В первой половине XIX века политические партии еще не имели такого значения, которое они приобрели в последующее время. Потребовалась гениальность Маркса, чтобы на заре развития рабочего движения определить роль партии пролетариата в его окончательной победе над эксплуататорами. Маркс постоянно говорил о необходимости создания самостоятельной пролетарской партии, независимой от буржуазных партий. В одном из программных документов "Союза коммунистов" указывается: крупнейшим его недостатком как пролетарской партии было то, что он утратил свою самостоятельность и попал под влияние мелкобуржуазных партий (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 257-258). "…Предстоит новая революция, когда, следовательно, рабочая партия должна выступать возможно более организованной, возможно более единодушной и возможно более самостоятельной, если она не хочет снова, как в 1848 г., быть эксплуатированной буржуазией и тащиться у нее в хвосте" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 258). Вместе с тем Маркс был против сектантской ограниченности в понимании классовых задач пролетариата и деятельности пролетарской партии. Коммунисты должны создавать широкий демократический фронт борьбы против буржуазии. Большое значение Маркс придавал необходимости крепкой партийной дисциплины, подчинения меньшинства большинству. Все члены партии, учил Маркс, независимо от их положения, должны иметь одну и ту же дисциплину, равные права и обязанности. Интернационал как пролетарская партия "знает лишь одну категорию членов, с равными для всех правами и обязанностями" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 366). Буржуазия и ее идеологи, напуганные успехами рабочего движения и победным шествием учения Маркса, пытаются взорвать пролетарскую партию изнутри. Этой цели должна служить оппортунистическая агентура буржуазии в рабочем движении и пролетарских партиях. Оппортунисты внутри германской социал-демократической партии Э.Бернштейн и К.А.Шрамм отвергали необходимость революции, завоевания рабочим классом политической власти, строительства социализма и коммунизма. Выражая твердую уверенность в разгроме оппортунизма, Маркс писал: "…Вся эта катедер-социалистическая сволочь, которая задает тон в "Zukunft" и т. д. и даже начала уже проникать в "Vorwarts" (органы германской социал-демократической партии. - А.К.), не будет подпущена близко и что партийная линия будет строго проводиться" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 34, с. 325-326). Маркс призывал к решительной борьбе с оппортунистами. Он требовал исключения их из партии. До каких пор партия будет терпеть в своих рядах Бернштейна и других оппортунистов-раскольников "нам совершенно непонятно. Если же в руки таких людей в той или иной мере попадает даже партийное руководство, значит, партия попросту кастрирована и в ней нет больше пролетарской энергии" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 34, с. 322). Учение Маркса и коммунистическое движение переживают сейчас тяжелые дни. Произошло крушение социализма в СССР и странах Восточной Европы. Но в этом вина не идей марксизма, а тех, кто эти идеи неумело проводил в жизнь. Главную роль в развале социализма сыграли пробравшиеся в Коммунистическую партию оппортунисты-перевертыши, предавшие великое учение Маркса. Но марксизм не побежден, и его невозможно победить, как невозможно победить жизнь, которая отразилась в марксизме. Поэтому марксизм берут на вооружение, используют даже лидеры капиталистических стран. Когда президента США Ф.Рузвельта, чутко улавливавшего тенденции мирового общественного развития, спросили, следует ли в университетах изучать "Капитал" Маркса, Рузвельт ответил: "Обязательно изучать. Маркс настолько велик, что одним коммунистам мы его не отдадим". Гигантские тектонические волны от бывшего Советского Союза до сих пор идут мощным потоком по всему земному шару. Кейнс, основоположник теории вмешательства государства в капиталистическую экономику, живший и работавший в 20-е годы прошлого века в Москве, говорил, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Может быть, отсюда, под влиянием марксизма, Кейнс вынес свои идеи о роли государства в регулировании экономической жизни общества. Эти идеи лежали в основе "нового курса" Рузвельта, что позволило спасти США от хозяйственного развала, в который они были втянуты анархической стихией рынка. На Западе создаются многотомные истории марксизма. Усилиями историков и философов многих стран сравнительно недавно была выпущена 10-томная "История марксизма", в которой большое внимание уделено его развитию в России. Приведем лишь одно место из этого труда: "Представляется крайне невероятным, чтобы место, которое Маркс завоевал в интеллектуальном мире XX столетия, стимул, данный марксизмом мыслящим силам современности, дискуссии, развернувшиеся вокруг марксизма, страсти, кипящие вокруг него, могут исчезнуть, разве только произойдет вообще исчезновение человеческого общества". И это говорят далеко не марксисты. В.И.Ленин в статье "Исторические судьбы учения Карла Маркса", написанной к 30-летию со дня смерти К.Маркса и опубликованной в газете "Правда" 1 марта 1913 года, писал, что все великие эпохи всемирной истории приносили марксизму "новые подтверждения и новые триумфы. Но еще больший триумф принесет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 4).