Во второй том «Собрания сочинений»
Плеханова вошли статьи и брошюры, писанные в период от 1883 до. 1888 года. Если
уже в 1882 году Плеханов становится вполне убежденным марксистом и, наряду с
переводом «Коммунистического Манифеста», собирается писать изложение
«Капитала», то с начала 1883 он становится социал-демократом. К этому времени
кристаллизуется и основное ядро будущей социал-демократической группы
«Освобождение Труда», Плеханов, Засулич, Аксельрод, - как это видно из приветствия,
посланного ими съезду немецкой социал-демократии в Копенгагене (29 марта - 2
апреля 1883 г.).
Бывшие чернопередельцы окончательно
отказались от своего прежнего отрицательного отношения к политической борьбе,
они сближаются с «Народной Волей», они соглашаются даже на союз с нею, хотя и
не желают - в первую голову Плеханов - пожертвовать своей идейной
самостоятельностью, опасаясь вполне справедливо, что излишнее увлечение
политической борьбой приведет к другой крайности, к «забвению будущих интересов
партии», к игнорированию задач организации рабочего класса.
Соглашение между бывшими
чернопередельцами и настоящими народовольцами налаживалось, и, не создавая еще
новой группы, Плеханов и его товарищи считали возможным работать вместе с
народовольцами в одном органе. Состав редакции, в которую, кроме Плеханова и
Лаврова, входил только один представитель народовольчества, Л. Тихомиров,
представлял, казалось, достаточные гарантии. Лавров в споре между
чернопередельцами и народовольцами стоял ближе к первым и даже принимал участие
в органе первых «Черный Передел». Но вышло иначе. После окончательного разгрома
Исполнительного Комитета Народной Воли в начале 1883 г. среди членов его,
уехавших за границу, возобладали ткачевско-якобинские тенденции, наиболее
влиятельной представительницей которых была М. Н. Полонская (Ошанина). Разрыв
произошел как раз при первой же попытке Плеханова подвергнуть, хотя и
осторожной, более или менее «дипломатической», критике якобинскую теорию
«захвата власти». В то время, как статьи П. Аксельрода о «Социализме и мелкой
буржуазии», а также заметка Плеханова о Щапове, посвященная критике
народничества, не вызвали никаких возражений, большая статья Плеханова, в
которой он рассматривал вопрос об отношениях между социализмом и политической борьбой,
вызвала решительный протест Тихомирова и Полонской. Попытка Лаврова добиться
компромисса кончилась неудачей, и Плеханов взял обратно свою статью - в августе
1883 г. Немедленно за этим сорганизовалась новая группа, которая, в конце
сентября, выпустила объявление об издании «Библиотеки Современного Социализма».
Первым выпуском этой библиотеки явилась статья Плеханова для «Вестника.
Народной Воли», исправленная и дополненная, под названием «Социализм и
политическая борьба».
Новая группа надеялась, что, несмотря
на все разногласия, у «ее так много общего с «Народной Волей», что обе группы
смогут «действовать», в огромном большинстве случаев, рядом, пополняя и
поддерживая друг друга». Но уже следующий номер «Вестника Народной Боли»
показал, что разногласия гораздо глубже. Статья Тихомирова «Чего нам ждать от
революции?» знаменовала собой новый поворот в истории «Народной Воли».
Якобинские тенденции одержали полную победу, и - что всего неожиданнее было -
Лавров, который еще недавно был почти целикам солидарен с Плехановым, в своей
рецензии на брошюру «Социализм и политическая борьба», высказался решительно
против новой группы. Ответом на эти статьи явилась новая брошюра Плеханова
«Наши разногласия». Она открывается «Письмом к П. Лаврову», из которого видно,
что оно было написано под свежим впечатлением только что прочитанной рецензии,
сейчас же после получения номера «Вестника Народной Воли». Сначала
предполагалось, вероятно, выпустить это письмо отдельной брошюрой, но после
Плеханов отказался от этого намерения. Таким образом письмо, датированное 22
июля 1884 г., превратилось в предисловие к книжке, которая писалась до конца
1884 г. и вышла в свет только весною 1885 г.
Мы перепечатываем ее со второго
издания, вышедшего в Женеве в 1905 г. Новое издание отличается от первого
только тем, что Плеханов разбил книжку на более мелкие главы и снабдил их
особыми заголовками. Тщательное сравнение показывает, что за исключением одного
полемического выпада против Тихомирова, который во время оно был Плехановым, по
совету Засулич, выпущен и во втором издании вставлен, автор ограничился
несколькими стилистическими изменениями и примечаниями. Вопреки неоднократным
заявлениям Плеханова, приходится констатировать, что взгляды, развиваемые в
«Наших разногласиях». в особенности на террор и общину - вполне соответствуют
его тогдашним действительным взглядам, что «дипломатические соображения», на
которые он ссылается, имели влияние только - в брошюре «Социализм и
политическая борьба» в большей степени, чем в «Наших разногласиях» - на форму
их выражения, а не на сущность. И если сам Плеханов несколько раз отмечает в
примечаниях, что взгляд ∙его на русскую общину, как одну из ступеней
разложения первобытного коммунизма, не соответствует действительности, то это
изменение произошло значительно позже, в 90-х годах. Два проекта программы
группы «Освобождение Труда», напечатанные в этом томе, весьма важны и в том
отношении, что дают возможность проследить эволюцию взглядов Плеханова и его
товарищей от 1883 до 1888 г.
В перепечатываемых теперь впервые
примечаниях к переводу теоретической части брошюры Геда и Лафарга «Программа
рабочей партии» - она была выпущена под названием «Чего хотят социал-демократы»
- читатель найдет дополнительные соображения Плеханова о теории рынков В.В., на
которую он ссылается в примечании ко второму изданию «Наших разногласий».
В первый раз появляется на русском
языке маленькая статейка Плеханова о Морозовской стачке, написанная им для
органа французской рабочей партии «Socialiste» в 1886 г. по поводу процесса
«зачинщиков» этой забастовки. В этом процессе он видит исходный пункт нового
фазиса русского рабочего движения.
Д. Рязанов.